Новости / На сельхозтехнику в РФ наблюдается ажиотажный спрос

Продажи сельхозтехники в России в первом квартале 2021 года продолжают активно расти, несмотря на высокую базу прошлого года. Российские заводы увеличили реализацию в полтора раза, крупнейшие импортеры — на 20%. Продажи подстегнуло и ожидание увеличения утильсбора на фоне дефицита техники: некоторые машины уже законтрактованы до конца года.

Продажи отечественной сельхозтехники в январе—марте выросли на 53%, до 32,5 млрд руб. На том же уровне зафиксирована и динамика производства, подсчитал «Росспецмаш». Там говорят о влиянии на рынок «стабильно приемлемых» цен на сельхозпродукцию, что позволило аграриям нарастить темпы обновления парка. В ассоциации также отмечают положительное влияние господдержки спроса (речь идет о скидках на технику в рамках «программы 1432»), которая «зачастую является единственной возможностью для малого и среднего аграрного бизнеса обновить средства производства».

Сегмент отечественной техники растет с 2013 года, и даже в 2020 году, несмотря на пандемию, заводы РФ нарастили выпуск на 29,6%. Глава центра инвестанализа и макроэкономических исследований ЦСР Даниил Наметкин отмечает, что РФ сохраняет агрессивные планы по наращиванию экспорта сельхозпродукции, в том числе активно строит терминалы по перевалке зерна, поэтому вопрос дальнейшего повышения урожайности остается актуальным. Для этого необходима модернизация парка техники, при этом вскоре начнется выбывание парка, который массово обновлялся в начале 2010-х годов, заключает он: срок службы активно работающего комбайна — пять-семь лет.

Нехватка тракторов и комбайнов в РФ уже много лет официально оценивается в 20–25% от имеющегося парка, говорит председатель правления Ассоциации дилеров сельхозтехники «АСХОД» Александр Алтынов; также массово выходит из использования техника, которой 15–20 лет, и аграрии предпочитают покупать одну более мощную машину на замену нескольким старым.

Ограничения на фоне пандемии все еще ведут к производственным проблемам, в том числе с компонентами и материалами, поэтому у многих заводов нет возможности увеличить план — в том числе из-за этого господин Алтынов ожидает сокращения доли импортеров на рынке в 2021 году. Он считает, что ажиотаж в ближайшие месяцы ослабнет, так как правительство ввело экспортные пошлины на зерно и сдерживает цены на продовольствие на внутреннем рынке, при этом расходы аграриев растут, как и стоимость финансирования на фоне повышения базовой ставки ЦБ.

Российские машиностроители рассчитывают на сохранение производства в 2021 году на уровне не ниже прошлого года. Факторами, которые могут притормозить темпы роста в отрасли, в «Росспецмаше» называют «беспрецедентный рост цен на металл, постоянно растущие тарифы на электроэнергию, а также увеличение цен на горюче-смазочные материалы».